Семантика революционной образности

  • Александр Иванович Демченко Центр комплексных художественных исследований, Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова https://orcid.org/0000-0003-4544-4791
Ключевые слова: музыка России ХХ века, революционная образность, Дм. Шостакович, фольклор Революции и Гражданской войны.

Аннотация

Становление революционной образности
в творчестве российских композиторов
ХХ века оказалось длительным. Решающий
этап приходится на 1950-е годы и связан
прежде всего с творчеством Шостаковича.
Среди основных критериев революционной
семантики в статье выделяются: прямые
или опосредованные связи
с фольклором Революции и Гражданской
войны; действенность и драматизм,
что предполагает воссоздание высокого
напряжения жизненных преодолений,
обрисовку конфликтных противоборств;
строгость, мужественность и суровость
тона, подчёркнутая гражданственность
высказывания, боевой наступательный
дух. Разновидности этого комплекса
рассматриваются по принципу парных
контрастов: маршевый — вихревой,
песенный — инструментальный,
потенциальный — кинетический.
При этом подчёркивается, что маршевость
во всевозможных её преломлениях,
открытая или завуалированная, всегда
остаётся основой революционной
образности. Присущая ей диалектичность
особенно показательно раскрывается
в сопряжении таких, казалось бы,
несовместимых образных характеристик,
как гневная настроенность и дух
лучезарности. В системе рассматриваемой
семантики они предстают
взаимодополняющими сущностями,
образующими органичное единство.

Опубликован
2020-11-27
Выпуск
Раздел
Музыкальное искусство

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)