В диалоге с поэтом

  • Наталья Владимировна Королевская Центр комплексных художественных исследований, Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова https://orcid.org/0000-0002-8764-8058
Ключевые слова: Гохман, Цветаева, бессонница, слово и музыка, композитор и поэт, сродство, диалог.

Аннотация

В статье, посвящённой вопросам
музыкально-поэтического синтеза,
поднимается проблема отношений
композитора и поэта в её особом
преломлении, определяемом
как духовное «сродство». В анализируемом
с этой позиции вокальном цикле
Е. Гохман «Бессонница» на стихи
М. Цветаевой открывается целый спектр
точек соприкосновения художественных
миров поэта и композитора. Анализ
музыкально-поэтического текста на
до-музыкальном и музыкальном уровнях
его организации, в единстве
синтагматической и парадигматической
структур, развёртывающихся, с одной
стороны, как психологическая «драма
разрыва», с другой — как метафорический
дискурс в пространстве заглавного образа
цикла, позволил выявить в «Бессоннице»
Е. Гохман скрытый интертекстуальный
план, также восходящий к творчеству
М. Цветаевой, обнажающий моменты
наиболее тесного соприкосновения
творческих натур поэта и композитора.
При этом духовное «сродство» по мере его
рассмотрения обнаруживает «изъяны»
несовместимости творческих сознаний,
что, в соответствии с этимологией
старославянского «со-родство», позволяет
увидеть диалог поэта и композитора
в динамике сближений и расхождений —не только моменты поразительного
духовного единения художников,
принадлежащих разным культурным эпохам,
но и различия, определяющие эксклюзивный
духовный облик произведения, рождённого в
диалоге с поэтом.

Опубликован
2021-07-29
Выпуск
Раздел
Современный композитор